Институтом Ландии, находящемся в городе Нордборге, было проведено исследование о государственности Балтии, по результатом которого представляется частный доклад Грига Ландского.
ИНСТИТУТ ЛАНДИИ
ЧАСТНЫЙ ДОКЛАД ГЕРЦОГА ГРИГА ЛАНДСКОГО
О неисполнении, нарушении Верховных Статутов, о недостатках Основного закона и необходимой реформе
1. Общие положения
Важнейшим при построении государство является опора на базу, коей является основной закон страны. В Княжестве Балтия основным законом являются Верховные Статуты (далее – ВС).
ВС действуют в Балтии уже почти два года. За это время Балтия превратилась в развитое и одно из крупнейших русскоязычных виртуальных государств.
Создание основного закона при первых шагах построения виртуального государства – это всегда создание определенной программы. В начале своего пути все знают, что основной закон виртуального государства не будет действовать. Однако со временем, при достижении определенного уровня развития основной закон виртуального государства начинает действовать, и это плачевно, если основной закон не действует или постоянно нарушается.
Как сказано выше, Балтия достигла достаточного уровня, сформирован ряд государственных органов, государство развивается. Но на сегодняшний день абсолютно точно, что отчасти тормозом в дальнейшем развитии Балтии является ее основной закон – ВС.
Для того, чтобы понять, что не так, необходимо провести анализ текста ВС.
2. Преамбула
Наверное самым большим негативным моментом ВС является их преамбула, закрепляющая порядок изменения и дополнения Статутов.
Во-первых, недостаточно определена процедура изменения и дополнения ВС. Так в Балтии было два прецедента изменения ВС, при чем оба прецедента были проведены двумя разными, описанными в преамбуле, способами.
Первый способ – референдум. Изменения в Статут 3 «О законодательстве» были внесены на референдум князем, одобрены населением, а затем утверждены князем.
В преамбуле же говорится, что изменения должны быть утверждены князем и приняты на референдуме. То есть, по логике изложения сначала изменения должны утверждаться князем, а только затем выноситься на референдум.
Пример изменения Статута 3 не вполне иллюстрирует применение данной нормы, так как непонятна процедура инициирования референдума. А также с юридической точки зрения могут двояко толковаться действия князя – инициирование референдума = утверждение изменений; или утверждение итогов референдума = утверждение изменений?
Второй способ – также утверждение изменений князем и их принятие квалифицированным большинством Верховного магистрата (далее – ВМ).
Пример внесения изменений в Статут 4 «О судах» показал, что сначала изменения были в виде эдикта приняты ВМ, а затем утверждены князем (и.о. князя), что неправильно с точки зрения изложения нормы в преамбуле ВС.
Кроме того в преамбуле не говорится о том, каким образом может быть инициирован референдум или принятие изменений ВМ.
Норма о том, что не подлежат изменению преамбула и Статут 1 «О форме правления», является просто невероятной с точки зрения юриспруденции.
Все в жизни меняется, поэтому ни один закон не может действовать вечно, никогда не изменяясь. Это закон жизни. Любой закон должен изменяться, подстраиваться под жизнь, а не наоборот преломлять собой жизнь, тормозить развитие.
Из-за данной нормы невозможно устранить вполне объективные недостатки преамбулы ВС.
3. Статуты
Самым главным противоречием с нормой, закрепленной в п.3 преамбулы, является то, что в п.1 Статута 1 говорится, что Балтия – виртуальное государство, стремящееся в перспективе стать реальным.
Если когда-нибудь это произойдет, и Балтия станет реальным государством, что же делать с п.1 Статута 1, где закрепляется, что Балтия – это виртуальное государство? Ее ведь нельзя изменить.
Большие споры вызывает норма о том, что Балтия – абсолютная монархия.
Монархия определяется как абсолютная, если она соответствует нескольким критериям:
1. Отсутствие акта, фиксирующего полномочия монарха, то есть конституции. Наличие ВС в Балтии квалифицирует Балтию как конституционную монархию.
2. Отсутствие разделения властей. В ВС абсолютно точно прослеживается принцип разделения властей. Кроме того, властные полномочия монарха явно ограничены наличием законодательного органа – ВМ (об этом позже).
С философской точки зрения весь спорным является закрепление того, что вся полнота власти в Балтии принадлежит князю. Все-таки источником власти является народ. Если народу будет неугоден князь, то в государстве произойдет революция. Что же является большим по объему – власть народа, который может в любой момент сместить государственных лиц и органы, или власть князя?
Кроме того, как уже сказано выше, в ВС напрямую закрепляется, то, что власть монарха ограничена. В связи с чем возникают коллизии.
Так, сказано, что исполнительную власть в Княжестве осуществляет Правительствующий Сенат. Полномочия князя в исполнительной власти довольно ограничены, и составляют только право назначать и смещать канцлера, председательствовать на заседаниях Сената, а также назначать некоторых сенаторов. Между тем, ВС не закрепляет процедуру наделения полномочиями сенатора, кто должен назначать сенатора.
Полномочия же монарха в законотворческой сфере и вовсе сводятся к формальному подписанию эдиктов. А норма, закрепляющая обязанность монарха утверждать все принятые ВМ эдикты, и вовсе умаляет власть монарха, ставя ее фактически ниже, чем власть ВМ.
Все это дает право утверждать, что абсолютной монархии в Балтии нет. Но закрепление противоречащих друг другу норм в ВС могут пагубно сказаться на дальнейшем развитии Балтии, в частности уже сейчас они стопорят принятие некоторых законов.
В то же время довольно интересным является смешение одних и тех же органов и лиц в различных ветвях власти, что не вполне демократично, и некомпетентно.
Важнейшим недостатком ВС является наличие требований к различным лицам.
Так начнем с того, что в анкете о приеме в подданство Балтии отсутствует графа о возрасте претендента. Также отсутствует информация о возрасте подданных в Реестре подданных Балтии. И, как кажется, это является оправданным в реалиях виртуального государства. Да и информация о возрасте является не настолько важной в ВГ.
Но в п.11 Статута 5 «О подданных» закрепляется, то, что активным избирательным правом обладают лица, достигшие 18 лет.
Возникает справедливый вопрос, а кто-нибудь проверял исполнение данного ограничения при выборах ВМ, прошедших в мае этого года?
Так, можно с точностью сказать, что никто не дает гарантии о исполнении Статута 5, так как возможно он нарушался во время выборов в ВМ.
Также возрастное ограничение закреплено к претендентам на пост члена ВМ. Магистром может быть только лицо, достигшее 21-летнего возраста.
Меж тем, уже сейчас лично я обладаю достоверной информацией о том, что как минимум два магистра не соответствуют данному требованию.
Это нарушение Верховных Статутов. Но в то же время в рамках ВГ никогда нельзя доказать реальность возраста того или иного подданного.
Для чего необходимы подобные нормы в рамках ВГ?
Подобные же возрастные ограничения закреплены в Статуте 4 «О судах», кроме того, там содержится требования к образованию судей и арбитров, что также не отвечает реалиям ВГ, так как это невозможно достоверно проверить.
Опять же по имеющейся информации, ни верховный арбитр, ни генеральный судья, не подходит к требованиям, содержащимся в ВМ.
Это стало предметом обсуждения во время принятия поправок в Статут 4 Верховным Магистратом.
Однако все свелось к буквальному толкованию нормы. То есть, в Статуте 4 говорится о требованиях к простым судьям и арбитрам, но не говорится о верховном арбитре и генеральном судье, значит, на них эти требования не распространяются.
Это категорически неприемлемо, так и генеральный судья, и верховный арбитр – это в первую очередь просто судья и просто арбитр, просто координирующий работу судей.
Все выше приведенные примеры норм показывают то, что на сегодняшний момент мы живем, постоянно нарушая основной закон – ВС.
4. Пути решения проблемы
Данные недостатки ВС необходимо устранять. И сделать это нужно двумя способами – полной отменой ВС и принятием нового Основного закона, либо путем постепенного реформирования ВС.
На мой взгляд наиболее приемлемым является первый путь. Только принятие нового закона одним разом может устранить все коллизии и пробелы.
Как можно юридически грамотно отменить ВС?
В Преамбуле говорится, что «не подлежат изменению и дополнению преамбула и Статут 1». Если опять же уходить к буквальному толкованию, это значит, что отменить эти нормы можно, а взамен них принять новые.
В данном случае приемлемым является, если князь воспользуется своей «полнотой власти» и отменит действие преамбулы и Статута 1 (или сразу всех Статутов).
А все подданные Балтии должны принять посильное участие в разработке нового основного закона, учитывая сложившиеся особенности и государственный строй Балтии.
Это является наиболее оптимальным путем, чтобы в дальнейшем избежать кризиса в Балтии.
Григ Ландский
Отредактировано Grig (2009-08-04 16:34:30)