В целях развития судебной системы Княжества, а также устранения неточностей в связи изменившейся ситуацией в Балтии (в том числе в связи с принятием Эдикта об уголовно-административной ответственности) предлагается редактировать Статут 4 "О судах" Верховных Статутов Княжества Балтия.
1. В действующей редакции отражена крайне сложная судебная система, при этом не раскрывается понятие апелляций и кассаций, в связи с чем возникают проблемы в жизни (в том числе при обжаловании решения Арбитражного суда по делу о запрещении деятельности Либерально-монархической партии).
2. В действующей редакции установлен ряд требований (в частности по возрасту, образованию и т.п.) к судьям, что однако невозможно проверить на практике в реалиях виртуального государства.
3. В действующей редакции установлен ряд привилегий для судей, однако они не возможны в рамках ВГ, к тому же в рамках виртуальной реальности служат плохим прецедентом для роста нарушения уголовно-административного законодательства Балтии.
4. Был принят уголовно-административный эдикт, который практически не разграничивает (в Особенной части) административные правонарушения и преступления, в связи с чем могут возникнуть проблемы при определении подведомственности рассмотрения дел о нарушениях данного Эдикта.
Выше означенные недостатки были устранены в предлагаемой мной редакции Статута, кроме того несколько развита система наделения полномочиями судей и арбитров, увеличена роль Высшей судебной коллегии, в том числе изменен ее состав в целях не допущения участия в ее деятельности заинтересованных лиц (таких как Генерал-прокурор, а также магистры, которые в сегодняшних условиях неминуемо будут одной из сторон вопросов, рассматривающихся в коллегии. Кроме того состав коллегии из разных ветвей власти обеспечивает принцип сдержек-противовесов.
Предлагаемая редакция:
Статут 4. О судах
1. Правосудие в Княжестве Балтия осуществляют Верховный суд и Арбитражный суд.
2.1. В рамках права на судебную защиту подданные Балтии, а также уполномоченные органы имеют право обжаловать принятые, но не вступившие в законную силу решения судов в апелляционном и кассационном порядке.
2.2. По жалобам лиц, участвовавших в деле, в апелляционном порядке рассматриваются дела, в отношении которых вынесен окончательный судебный акт, не вступивший в законную силу. Суд апелляционной инстанции обязан заново и в полном размере рассмотреть дело, по которому подана апелляционная жалоба, и вынести новый судебный акт (решение/приговор).
2.3. По жалобам лиц, участвовавших в деле, в кассационном порядке рассматриваются дела, в отношении которых вынесен окончательный судебный акт в результате рассмотрения данного дела в апелляционном порядке. Суд кассационной инстанции обязан проверить вынесенный судебный акт (решение/приговор) на его соответствие законодательству Балтии, а также обоснованность. По результатам кассационного рассмотрения суд кассационной инстанции имеет право: вынести новый судебный акт; отменить судебный акт по результатам апелляционного рассмотрения и восстановить в силе судебный акт суда первой инстанции; оставить судебный акт апелляционной инстанции в силе.
3. Верховный суд рассматривает:
а) дела о нарушениях Эдикта об уголовно-административной ответственности;
б) апелляционные жалобы на акты, вынесенные Арбитражным судом.
4.1. Верховный суд состоит из Генерального судьи и судей, число которых устанавливается Князем Балтии по представлению Генерального судьи. По обстоятельствам в состав Верховного суда может входить Генеральный судья единолично.
4.2. Судьи Верховного суда назначаются Князем Балтии по представлению Генерального судьи.
4.3. Судьи Верховного суда, в том числе Генеральный судья, назначаются пожизненно, но могут быть смещены по решению Верховного Магистрата, принятому большинством голосов магистров.
5. Арбитражный суд рассматривает:
а) дела гражданской подсудности, в том числе по экономическим, налоговым, трудовым и семейным спорам;
б) дела о признании действий органов государственной власти Княжества незаконными; о признании незаконными и нарушающими права подданных Княжества актов органов государственной власти.
6.1. Арбитражный суд состоит из Верховного арбитра и арбитров Арбитражного суда, число которых определяется Верховным арбитром и утверждается Верховным магистратом. По обстоятельствам в состав Арбитражного суда может входить Верховный арбитр единолично.
6.2. Арбитры Арбитражного суда назначаются решением Верховного Магистрата, принятым простым большинством голосов, по представлению Верховного арбитра.
6.3. Арбитры Арбитражного суда назначаются на пятилетний срок и могут переназначаться неограниченное число раз.
7. Высшая судебная коллегия Княжества Балтия – высший коллегиальный орган судебной власти, рассматривающий:
а) апелляционные жалобы по делам о нарушениях Эдикта об уголовно-административной ответственности;
б) кассационные жалобы по соответствующим делам.
7.1. Высшая судебная коллегия также рассматривает вопросы об амнистии.
7.2. Высшая судебная коллегия состоит из Князя Балтии (председатель коллегии), Генерального судьи, Верховного арбитра, Великого магистра (заместитель председателя коллегии). В случае если кто-либо из членов коллегии будет заинтересован в принятии определенного решения (в том числе являясь стороной в апелляционном или кассационном производстве), он отстраняется от принятия данного решения. Правомочным является лишь решения принятые на коллегии в присутствии всех ее членов, в том числе отстраненных от решения. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов, Князь Балтии голосует последним (а в случае его отстранения последним голосует Великий магистр). В случае равенства голосов решение принимается Князем Балтии.
8. На любой стадии рассмотрения дела о нарушении Эдикта об уголовно-административной ответственности Князь Балтии обладает правом помилования.
Для принятия новой редакции необходимо четыре голоса магистров.
Принятие данной редакции не изменяет сущности судебной системы Балтии, не меняет государственного строя Балтии, а лишь совершенствует судебную систему и предотвращается неминуемые спорные и проблемные моменты.